• Приглашаем посетить наш сайт
    Карамзин (karamzin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1937"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
    Поиск  
    1. Трофимова Елена: Скорби и радости Лидии Чарской
    Входимость: 3. Размер: 63кб.
    2. Чарская. Биография (Вариант 2. Автор неизвестен.)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    3. Приходько В.: "Скачи, мой конь, во весь опор... "
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    4. Чарская Л. А.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    5. Коваленко С.: Феномен Лидии Чарской
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    6. Стрелкова И.: Тайна Лидии Чарской
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    7. Путилова Е.: Лидия Чарская
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    8. Никоненко Ст.: Волшебные сказки Лидии Чарской
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    9. Коваленко С.: Лидия Чарская и ее исторические произведения
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    10. Шеваров Дм.: "Я, по всей вероятности, не переживу осени... "
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    11. Исмагулова Т. Д. Реальная и мифологическая биографии Лидии Чарской
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    12. Чарская. Биография (Вариант 3. Автор неизвестен.)
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    13. Роман Сеф: Предисловие к книге "Сказки Голубой феи"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Трофимова Елена: Скорби и радости Лидии Чарской
    Входимость: 3. Размер: 63кб.
    Часть текста: четырьмя тётушками и отцом, поскольку мать её скончалась родами. Это полусиротство отложило отпечаток в сознании будущей писательницы; испытав его, она нередко обращалась к теме детской обездоленности (что и по сей день не утратило своей злободневности), и далеко не случайны дети-сироты в её произведениях: Люда Влассовская, Нина Джаваха, Надя Таирова, Сибирочка, Лена Иконина, Дуня Прохорова и другие. Детские годы Лиды Вороновой проходили в Шлиссельбурге и в Царском Селе с обожаемым и обожающим её «папой Алёшей» и тётками — родными сестрами матери, которые девочку боготворили и позволяли ей многое. Она прекрасно плавала, правила лодкой (и это однажды в страшную минуту спасло ей жизнь), любила ездить верхом на пони, немало шалила и верховодила свои ми друзьями, была если не разбалованным, то своевольным и неорганизованным ребёнком, но всё сходило ей с рук. Росла она своенравной, но и отважной, никто её свободы не ограничивал. Жизнь без матери почти не ощущалась девочкой, редко Лида говорила, а ещё реже думала о том, что она наполовину сирота, ведь ничем не сдерживаемая любовь пятерых взрослых, которые души в ней не чаяли, компенсировала в...
    2. Чарская. Биография (Вариант 2. Автор неизвестен.)
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: генерал-лейтенант, СПБ адрес-календарь) Алексей Александрович Воронов, мать, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах (если верить автобиографической повести Чарской «За что?», воспитывалась она в основном сестрами покойной матери). Позднее отец женился повторно; в некоторых своих произведениях писательница упоминает о том, что у нее были сводные братья и сестры. Семь лет (1886—1893) Лидия провела в Павловском женском институте в Петербурге; впечатления институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились. В 18 лет, с отличием окончив институт, она обвенчалась с офицером Б. Чуриловым, но брак был недолгим: вскоре он уехал в Сибирь на место службы, покинув жену с новорожденным сыном. Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге; в 1898 г., после окончания учебы, она поступила в Петербургский Александринский Императорский театр, в котором прослужила до 1924 г. В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли; платили за них не слишком много, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало. Собственно, стеснение в средствах и подтолкнуло Лидию Алексеевну к писательскому делу: в1901 г. она пишет повесть «Записки маленькой гимназистки», основанную на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под сценическим псевдонимом начинающей писательницы — Л. Чарская (от «чары», «очарование»). «Записки маленькой гимназистки» принесли Чарской необычайный успех: она стала поистине «властительницей дум» российских детей, особенно — школьниц. Так, в 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу,...
    3. Приходько В.: "Скачи, мой конь, во весь опор... "
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: разрушенный храм пожертвования собираем; полотна художников, проклятых нами, из запасников достаем; улицам и градам давние имена возвращаем. Ценности, которыми с легкостью пренебрегли, отыскиваем в грязи. И вот... переиздаем Чарскую. Через семьдесят с лишним лет. С восемнадцатого -- впервые. В том далеком году перестал выходить журнал "Задушевное Слово", и осталась недопечатанной -- о, отчаянье юных читателей! -- ее последняя повесть "Мотылек". Четыре крохотные малышовые книжонки, что выпустила она в двадцатые годы под псевдонимом "Н. Иванова", думаю, не в счет. Исчезли с полок тома и томики ее сочинений -- их в стране остались единичные экземпляры, редкости раритет, кого ни спроси, ни у кого нету. Выросло несколько поколений, для которых Чарская -- пустой звук. А всю первую треть века -- лет тридцать с гаком! -- не было в России детского писателя популярней. Что ж, ветер беспощадного времени уносил и не такие имена. Совсем недавно, когда, предваряя наше издание, "Пионерская правда" напечатала отрывок из "Смелой жизни", в редакцию пришли письма. Просьбы: где купить, как прочесть целиком... А одна бабушка, регулярно читающая детскую газету (!), стала горячо благодарить. Оказывается, впервые узнала, кто написал любимую книгу. Книга у нее в детстве была, да затрепанная. Без обложки. А потом и вовсе пропала. И хотя бабушка пересказывала приключения детям и внукам, автора назвать не могла. Теперь может. И от этого...
    4. Чарская Л. А.: Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: институт в Петербурге. С 1898 по 1924 г. играла в Александрийском театре в амплуа характерной актрисы. Первая книга Ч. вышла в 1901 г. Всего она написала около 80 книг, среди них более 20 романов и повестей, множество рассказов и стихов. Ч. в основном печаталась в еженедельном журнале "Задушевное слово" издательства Вольфа (продукцию которого называли гостинодворской литературой). По свидетельству одного из современников, Ч. была "пречудесная женщина, добрая, щедрая, хорошо воспитанная", и "Вольф нещадно эксплуатировал ее, платил гроши" (Борисов Л. Б. Родители. Наставники. Поэты. -- С. 61). Наследие Ч. огромно и далеко не однозначно и в художественном отношении, и по идейному содержанию. В своем большинстве книги писательницы -- это литературные поделки невысокого качества. К ним можно отнести примитивные, проникнутые духом монархизма, религиозности "исторические" произведения: "Смелая жизнь" -- о Надежде Дуровой, "Один за всех" -- о Сергии Радонежском, многочисленные умилительные книги из жизни царей: "Желанный царь", "Так велела царица" и др. Наиболее интересны и любимы детьми были сборники кавказских преданий, полные романтических приключений,-- "Вечера княжны Джавахи", "Джаваховское гнездо" и увлекательная история войны с Шамилем -- "Газават. Тридцать лет борьбы горцев за свободу". Самые удачные произведения Ч: -- книги для малышей: "Дом шалунов", "Лесовичка", "Сибирочка". Их отличает занимательность, четкость сюжетной линии, неожиданность развязки. Герои убегают из дома, попадают к разбойникам, на них обрушиваются ураганы, нападают дикие звери, им угрожает смертельная опасность. Они, как правило, не имеют родителей, одиноки и много страдают. В книгах Ч. обычно счастливый конец. Настрадавшись и выдержав все испытания, герой благополучно находит своих родителей или...
    5. Коваленко С.: Феномен Лидии Чарской
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: институты. Среди воспитанниц Павловского института была и Лидия Алексеевна Чурилова (1875 - 1937), вскоре получившая всероссийскую и европейскую известность как Лидия Чарская. Уже в самом псевдониме, выбранном вчерашней институткой, как бы таился секрет ее будущей популярности. У читающей публики было "на слуху" бальмонтовское - "чуждый чарам черный челн...". Чарская сразу же стала "чаровницей" юных сердец. И сам эпитет "чарующий" делается непременным в ее повествовании: "чарующий взгляд", "чарующий аромат", "чарующий вечер" и т. п. По-видимому, и ее талант был необходим в напряженной, взрывоопасной атмосфере предреволюционной эпохи. Ошеломляющий, массовый успех Чарской среди юношества можно сравнить лишь с успехом у публики Александра Вертинского, первого русского шансонье XX века, обращавшего свои песенки к "маленькому человеку" - страдающему, умеющему любить, исполненному чувства достоинства. Лидии Чарской удивительно не повезло с критикой, не захотевшей (или не сумевшей) ее понять. Резко критические оценки нарастали как бы пропорционально ее успеху у юных читателей. Феномен Чарской вызывал недоумение. Журнал "Русская школа" в девятом номере за 1911 год сообщал: "В восьми женских гимназиях (I, II и IV классы) в сочинении, заданном учительницей на тему "Любимая книга", девочки почти единогласно указали произведения Чарской. При анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, было получено в ответ: "Нет книг...
    6. Стрелкова И.: Тайна Лидии Чарской
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Взрослые нередко с недоумением спрашивают: почему дети с таким увлечением читают книги Лидии Чарской? А впервые этот вопрос возник примерно сто лет назад, когда никому доселе не известная писательница стала вдруг очень популярной среди гимназисток - и гимназистов тоже, хотя они это и скрывали, заявляя, что книги Лидии Чарской - только для глупых девочек. В начале XX века повести Лидии Чарской обычно публиковались в детском журнале "Задушевное слово", а его выписывали во многих русских интеллигентных семьях. Кстати, своей популярностью журнал был в немалой степени обязан этой писательнице. Однако именно за сотрудничество с ней его стали бранить. В газетах печатались исполненные иронии критические статьи против Лидии Чарской. Ее ругали за неправдоподобных героев и преувеличенные переживания, неестественных героинь, вечно рыдающих и впадающих в истерику. Смешным и претенциозным выглядел, на взгляд критиков, литературный псевдоним "Чарская", взятый Лидией Алексеевной Чуриловой, актрисой петербургского Александрийского театра. Однако, несмотря на разъяснения умных взрослых, дети упрямо продолжали читать Лидию Чарскую. Правда, потом, взрослея, как-то внезапно утрачивали интерес к писательнице, еще недавно столь горячо любимой, и больше к ее книгам не возвращались. Казалось бы, Чарскую могло ожидать забвение уже в первом десятилетии XX века, когда ее горячие поклонники подросли и, что вполне естественно, разочаровались в ней. Но случилось непредвиденное... Следующее поколение юных читателей тоже попадает под очарование Лидии Чарской. И после революции Чарскую не перестают читать. Советские школьники передавали из рук в руки комплекты "Задушевного слова" и книги с дореволюционным шрифтом. Их тоже что-то притягивало в старомодных переживаниях гимназисток и воспитанниц институтов...
    7. Путилова Е.: Лидия Чарская
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: в Павловском женском институте Петербурга. После окончания института выходит замуж за офицера Б. Чурилова, но совместная жизнь продолжается недолго. Оставшись с ребенком, Чарская решает начать самостоятельную жизнь и поступает учиться на театрально-драматические курсы. В 1898 ее принимают на единственное вакантное женское место в С. -Петербургский Императорский театр (ныне Александринский), где она работает до 1924 под псевд. Л. Чарская, этим псевдонимом она подписывает и свои книги. Театральная жизнь складывается не блестяще: Чарская играла характерные роли субреток или старух, а мечтала о Катерине в «Грозе» или Луизе Миллер в «Разбойниках». Чарская была страстно увлечена сочинительством. Первая повесть Чарской «Заметки институтки» была напечатана в журнале «Задушевное слово» (1901, отд. изд. — М., 1902), и с этого времени журнал печатал повести Чарской ежегодно, принося автору небывалую славу. Чарская стала кумиром юных читателей. Была учреждена стипендия ее имени. Чарская стала буквально властительницей дум нескольких поколений русских...
    8. Никоненко Ст.: Волшебные сказки Лидии Чарской
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: наверняка бы туда попала. Причем Лидия Чарская успевала не только писать книги, но и выступать на сцене Александринского театра в Петербурге, где она проработала четверть века! А в содержании произведений Лидии Чарской ничего волшебного нет. Они о быте, о мальчиках и девочках, юношах, девушках преимущественно, но многие герои писательницы мечтают о том, чтобы их жизнь преобразилась, перестала быть серой, будничной, то есть, в общем-то, о том, чтобы в их судьбу пришла сказка. При жизни, да и после смерти, Чарская многократно подвергалась разгромной критике. А после революции ее книги даже изымали из библиотек. Вот так и случилось, что последняя книга писательницы при жизни вышла в 1918 году, хотя прожила она еще двадцать лет. Вот так и случилось, что сведения о ней весьма скудны. Неизвестны ни точная дата ее рождения (1875 или 1876), ни место рождения (Кавказ или Петербург), неизвестны точная дата смерти (1937 или 1938) и место (предположительно - Крым). Известно настоящее имя писательницы - Лидия Алексеевна Чурилова (урожденная Воронова). Известно также, что уже в десять лет будущая писательница сочиняла стихи, а в пятнадцать...
    9. Коваленко С.: Лидия Чарская и ее исторические произведения
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: общества, живущего по законам справедливости, вспоминал, что повести и романы Чарской входили в круг чтения его семьи -- жены, дочерей и младшего сына Васи. И хотя Розанов и Чарская представляли совершенно разные уровни художественного сознания -- блистательный эссеист и скромная бытописательница,-- творчество обоих в течение десятилетий предавалось забвению, книги их изымались из библиотек и находились под запретом. Можно смело сказать, что ни в одной из библиотек России нет полной коллекции книг Чарской. Роскошные фолианты ее произведений, выходившие главным образом в знаменитом книжном товариществе Вольфа, были уничтожены. Отдельные экземпляры, хранящиеся ныне в Российской государственной библиотеке (бывшей "Ленинке", а еще раньше Румянцевском музее), в большинстве своем содержатся в отделе редких книг, микрофильмированы и широкому читателю недоступны. Лишь в последние годы изданы некоторые из произведений этой, казалось бы, забытой писательницы -- "Записки институтки", "Люда Влассовская", "Княжна Джаваха", "Смелая жизнь". Они отнюдь не насытили книжного рынка, а лишь вызвали новую волну интереса с сопровождающей ее мифологизацией личности и творчества Лидии...
    10. Шеваров Дм.: "Я, по всей вероятности, не переживу осени... "
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: не переживу осени... " О замечательной писательнице, о которой даже проницательные критики писали только в насмешливом тоне ... Однажды король и королева увидели женщину, закутанную в черное. Она шла навстречу королевской чете, едва касаясь ногами земли, легкая и спокойная. - Мое имя Судьба, - сказала женщина... Л. Чарская. Три слезинки королевны. 1906 г. Ее книги читали при свече, керосинке, при пляшущем огне буржуйки, белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими книгами счастливо забывались юные сестры милосердия в санитарных поездах Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники, увозившие книги своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж. Ветхие томики книжного товарищества Вольфа ленинградские девочки прятали на заветных полках, заворачивая в советские газеты. "Записки гимназистки", "Княжна Джаваха", "Смелая жизнь"... До революции это были просто книги, они нравились двенадцатилетним девочкам и не нравились многим взрослым. Строгие критики их ругали, издатели наживали на них свои барыши... Но когда все сломалось - империя, границы, железные дороги, налаженный быт, эти сентиментальные книги чувствительных девочек стали чем-то особенным для всех, кому удалось их сохранить. И не только потому, что их перестали издавать и они ...